вторник, 13 августа 2013 г.

Альгамбра, которую не видно

(Перевела ещё одну статью из "Эль Паис", о том, каким видят Альгамбру люди, лишённые зрения. Да, именно видят. Потому что это -- люди с неограниченными возможностями.)

"Нет доли более печальной, чем быть слепым в Гранаде", -- гласит известное народное выражение в Альгамбре, памятнике, которым можно насладиться, и не видя его. Карлос Марин -- слепой, но он "видит" Альгамбру с помощью осязания и слуха.

"Самое важное -- это температура, в каждом зале она своя. Мрамор  холодный, в отличии от гипса или дерева, которые более тёплые", говорит Марин. "И эхо звуков говорит тебе, находишься ли ты в закрытом помещении, или узком, или на открытом пространстве. Мрамор производит эхо, а гипс, и особенно дерево, поглощают звуки", объясняет он.

Мы пересекаем Мешуар, первый дворец Насридов. "Это уютная зала с кирпичным полом, которая также выступает в качестве коридора", так описывается это место в путеводителе для туристов. Марин заходит в Зал Лодки -- один из пяти пунктов, где Попечительский совет Альгамбры недавно установил тактильные панели, которые воспроизводят детали украшений вокруг. Матин проводит рукой по гипсовым панелям с мозаикой. "Я вижу множество деталей и форм, которые,как бы вам объяснить, которые если не осязаешь, то и не имеешь полное представление. Это как если у вас есть размытое фото, и вы наводите резкость", рассказывает Марин.  Марину помогает то, что он не слеп от рождения, он потерял зрение в 20 лет в результате автомобильной аварии -- сейчас ему 43 -- и он уже видел Альгамбру в детстве и удерживает эти воспоминания в памяти. Но он гарантирует, что и тот, кто никогда не видел Альгамбры, "также может составить свой собственный образ украшений, осязая это (панели)".

Тактильные панели включают в себя описание каждой композиции на языке Брайля, но эти панели были установлены не только для людей со слабым зрением. Цель установки -- дать любому человеку возможность попробовать на ощупь различные материалы и поверхности Альгамбры, памятника, в котором по соображениям сохранности нельзя ничего трогать, ведь у многих посетителей возникает соблазн пощупать мозаики, и это "головная боль" смотрителей.

Теперь Марин ощупывает панель с образцами керамических изразцов. "Это похоже на паззл и даёт чувство комфорта, как цоколи домов", Но больше всего ему нравится панель, которая воспроизводит деревянные украшения потолка. "Я чувствую прожилки рам; дерево даёт защиту, это наиболее радушный материал", говорит он.

Наш визит продолжается в галереях, которые соединяют зал Абенсеррахеров с Львиным двориком. "Всё указывает на то, что мы находимся в зоне прохода, и всё сходится", комментирует Марин, вслушиваясь в эхо, отдающееся от стен. Заходим в Львиный дворик и слышим журчание воды в фонтане (Фонтан львов). "Вода также рассказывает многое, например, звук падения воды даёт тебе знание о высоте фонтана, также для чего он предназначен, и я слышу, как струится вода по каналам с одной стороны двора на другой".

С помощью своей трости -- "это продолжение моего пальца", говорит он -- Марин проходит невридимым через воду, ступеньки и оживлённые туристские маршруты в Альгамбре. Его сопровождает техник из ONCE - организации, в которой он состоит - Мигель Анхель Мартинес.

Наша дорога приводит нас в Сад Линдараха, который ведёт в Портик (Парталь). "Я чувствую, что тут с одной стороны есть стена, а с другой -- источник, но звук не идёт прямо, не могу его "рассмотреть", -- Марин говорит о звуках, как и об изображениях, "рассматривать", -- посередине есть что-то, что мешает (звуку)". И это так и есть.

Рядом с Львиным двориком есть ещё один модуль тактильных панелей, в Зале Сталактитов. "Невозможно получить представление о них, не прикасаясь к ним, даже для видящего человека, потому что они находятся так высоко -- судя по эху, тут очень высокие потолки -- что их просто невозможно детально разглядеть." У другой панели, показывающей деревянную резную решётку, "отмечаю, что резьба имеет форму звезды". Ощупывая керамический изразец: "круги концентрической формы, которые становятся больше и расширяются". И у другой плитки, из гипса, предупреждает, что этот материал "прилипает" и что он обнаружил "много цветочных мотивов". "Только чтобы иметь возможность ощупать эти панели, любому слепому человеку надо посетить Альгамбру", говорит убеждённо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий